Заметки мудрого родителя

















Что делать, если ребенок...

Ø не хочет вовремя ложится спать

Пришло время ночного сна, но ребенок капризничает, хочет поиграть еще или досмотреть мультик, сообщает, что он голоден...
Даже если родителям удается уложить его в кровать, он находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то еще раз пожелать родителям спокойной ночи...
Причины, по которым ребенок не хочет ложиться спать:
 - чрезмерное возбуждение в вечерние часы;
 - страх темноты или одиночества;
 - желание участвовать в жизни взрослых;
воспитательные ошибки родителей.
Не секрет, что матери часто испытывают раздражение и беспомощность во время ежевечерних "баталий", ведь только после укладывания детей они могут уделить время себе и супругу. Не следует позволять детям лишать родителей такой возможности.
Что делать:
1) укладывать ребенка спать в отдельной комнате или отгороженном пространстве. У него обязательно должна быть своя кроватка;
2) четко определить время, когда малышу следует отправляться в постель;
3) избегать в вечерние часы занятий, подвижных игр, шума;
4) заранее предупредить ребенка о том, что приближается время сна;
5) своевременно отправить его в туалет, вымыть ноги (принять душ), умыться, почистить зубы и переодеться;
6) подготовить для сна удобную, мягкую одежду;
7) хорошо проветрить комнату перед сном;
8) оставить у кроватки стакан с водой;
9) укладывая ребенка спать, в течение определенного времени побыть рядом с ним: почитать ему, рассказать сказку. После обозначенного времени игнорировать попытки  ребенка затянуть отход ко сну.  Если он приходит в родительскую спальню, отводите его обратно.
В крайних случаях следует обратиться к врачу или психологу - возможно, у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.

Ø устраивает истерики

Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь добиться от взрослых исполнения своих желаний.
Причины истерик:
1) взрослые отказываются выполнять желания ребенка;
2) взрослые выдвигают чрезмерные или противоречивые требования;
3) ребенок устал или находится в состоянии нервного перевозбуждения;
4) ребенок подражает другим детям.

Как правильно реагировать на детскую истерику:

1. Помочь ребенку выразить свои чувства словами: "Ты хочешь машинку и злишься, потому что не можешь ее получить?" Доброжелательно и твердо сказать: "Я тебя понимаю, но такое поведение недопустимо". Также спокойно предупредить малыша о последствиях: ""Тебе надо успокоиться, иначе я буду вынуждена увести тебя из магазина, и мы вернемся домой без мячика, за которым пришли. Ты помнишь про мячик?" (и выполнить свое обещание, если истерика не прекратиться).
2. Взять тайм-аут. Усадить ребенка на стул или отвести в комнату (важно, чтобы он не мог причинить себе серьезного вреда) и оставить одного, а если это невозможно, то самим покинуть помещение (уйти в ванную, кухню или спальню). Без зрителей истерика часто прекращается сама собой.
3.  Сохранять контроль над собой. Не кричать на ребенка и не угрожать ему - это плохой пример для подражания. Когда он успокоится, сказать: "Я была очень огорчена твоим поведением, но рада, что ты смог (смогла) успокоиться.

Как избежать истерик:

1) научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, вовремя говорить о своих чувствах.
2) оберегать малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения в связи с новыми впечатлениями.
Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными. 

Ю.В. Корчагина, статья из периодич. издания "Справочник педагога-психолога".  - № 10, 2016 г.



***
Дисциплина с любовью
ü  Разговаривайте с детьми уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье.
ü  Помогайте им самостоятельно оценивать хорошие и пло­хие поступки.
ü  Приучайте детей самих принимать решения о действии или бездействии в различных ситуациях.
ü   Никогда не унижайте детей - никогда!
ü  Аргументированно объясняйте детям, почему в каждом конкретном случае надо поступать определённым образом, а не иначе. При этом контролируйте, что вы говорите, объясне­ния типа «потому что я так хочу» не убедят ребёнка. Дети не лю­бят приказов и могут просто отстраниться от общения с вами.
ü  Убеждение, доверительные беседы, диалоги на равных помогут вам завоевать авторитет у ребёнка.
ü  Пока они еще очень малы, объясняйте детям все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение. Это может произойти даже до того, как они научатся говорить.
ü  Постоянно информируйте ребёнка и поддерживайте его вовлеченность в события.
ü  Предотвращайте малейшее непонимание простыми объяс­нениями.
ü  Не противодействуйте ребёнку.
ü  Избегайте приказного тона.
ü  Выполняйте свои обещания.
ü  Реагируйте на любую ситуацию без проволочек.
ü  Физические меры воздействия и оскорбления категориче­ски запрещены.
ü  Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребёнку.
ü   Если всё-таки необходимо сделать «внушение», сделайте это наедине.
ü  Обсудите с ребёнком его поведение, вызвавшее необхо­димость «внушения».
ü  А потом побудьте вместе и убедитесь, что он правильно всё понял.


***************
РОДИТЕЛИ, ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ
В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение кого-либо, на­до в первую очередь изменить свое поведение. И если родители принимают утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им будет интересно уз­нать, как это можно сделать.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозмож­ные» дети так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «не­счастные», - всегда результат неправильно сложившихся отно­шений в семье. Мировая практика психологической помощи де­тям и их родителям показывает, что даже очень трудные про­блемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстано­вить благоприятный стиль общения в семье. Предлагаемые ниже рекомендации помогут наладить благоприятную атмосферу в семье.
Начните с вопроса: «Обращаю ли я на себя внимание?». И как бы вы на него ни отвечали, предлагаем вам выполнить ряд упражнений, чтобы научиться еще лучше делать это.
1. Представьте себе всех людей, о которых вы должны забо­титься, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас составьте их список. Когда вы напиши­те всех тех, кто относится к этой категории, остановитесь и за­дайте себе следующий вопрос: «Включил ли я в этот список себя?» И если не включили, то сделайте это прямо сейчас.
2.  Убедившись, что вы включили себя в обязательный спи­сок людей, за которых вы несете ответственность, представьте,что у вас есть еще один ребенок, которому вы уделили мало внимания. Этот ребенок - часть вашего собственного внутреннего«Я». А теперь спросите себя, уделяли ли вы своему ребенку столько же времени, заботы и внимания, сколько отдавали дру­гим людям, о которых вы заботитесь? Теперь примите решение, что чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда бу­дете заботиться о вашем собственном внутреннем «Я».
3.  Проведите самодиагностику и начните заботиться о себе прямо сейчас.
ТЕСТ «КАК ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ О СЕБЕ?»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-балльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого во­проса.
Условные обозначения:
4 - верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам и действиям); 3 - скорее верно, чем неверно; 2 — скорее неверно, чем верно; 1 - неверно (то есть вы так не поступаете никогда).
Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «Балл».
п/п
Вопрос
Балл
1
2
3
1
Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, например, подарок, сувенир, безделушку

2
Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

3
Я считаю, что имею право иногда быть эгоистич-ным(ой)

4
Если я себя плохо чувствую, мне нравится позво­лять другим заботиться обо мне

5
Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан

6
Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное

7
Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8
Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать

9
Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

10
Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11
Я делаю специальные упражнения, чтобы сохра­нить здоровье

12
Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

П
Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

14
У меня есть время для занятий увлекательным хобби

15
Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться

Окончание табл.

1
2
3
16
Я считаю, что каждый сам должен отвечать за ре­шение своих проблем

17
Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 1 00 %

18
Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать сове­тов окружающих

19
Я избегаю употребления наркотиков и табака

20
Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства


Итого:

Интерпретация теста.
Более 54 баллов - результат выше среднего. Люди, имею­щие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме про­являть заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необ­ходимо.
40-54 балла - средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.
Ниже 40 баллов - результат ниже среднего. Эти люди забо­тятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности (уверенности в себе).










*********************************




Памятка для родителей 

"Воспитание эмоциональной отзывчивости ребенка"

ü     Проявление эмоциональной отзывчивости детей зависит от практического примера взрослого. Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступал твой ребенок.


  ü Уделяйте ежедневное внимание общению с ребенком на морально-этические темы.

     ü  Разбирайте наглядные ситуации негуманного обращения с животными.

ü Старайтесь несколько раз в неделю просматривать мультфильмы, вызывающие эмоциональную отзывчивость ребенка на чувства героя.

ü Читайте сказки, беседуйте по их содержанию, просите, чтобы ребенок выражал свое отношение к персонажам сказки.
ü Создавайте проблемные ситуации, которые будут способствовать развитию эмоциональной отзывчивости ребенка на чувства окружающих. Проявляйте сами максимум доброжелательности по отношению к окружающим людям, не заводите скандалы при ребенке.
ü Окружайте ребенка добротой и лаской (по совету психологов, за день необходимо обнять ребенка не менее 12 раз).
ü Рассматривайте иллюстрации с различными эмоциональными состояниями людей (грустный, веселый, обиженный и т.д.). Задавайте вопросы такого характера: «Что можно изменить, чтобы он перестал грустить, обижаться, плакать? Тебе нравится, когда люди веселые? Как ты думаешь, почему они веселые?»).
ü Показывайте детям практическим примером, что пожилым людям, детям необходимо помогать (перевести через дорогу, подать руку при выходе из автобуса и т. д.).
ü Каждый день говорите о своих чувствах к ребенку, выражайте их: «Солнышко мое, просыпайся, я так по тебе соскучилась, радость моя, мне без тебя скучно»).


ü Играйте в словесные игры «Хорошо-плохо», задавая вопросы по ходу ситуации. Таким образом в игровой форме вы формируете отношение ребенка к окружающим.








ДЕСЯТЬ ИСПЫТАННЫХ СПОСОБОВ НАКАЗАНИЙ, НЕ ОСКОРБИТЕЛЬНЫХ ДЛЯ РЕБЕНКА
1. Энергичное порицание.
Громкое твердое «нет» или холодно и резко сделанный выговор оказывают на ребенка шоковое воздействие. Правда, только если средство не обесценивается от частого употребления.
2. Временная изоляция.
Это средство хорошо, когда нужно продемонстрировать свой гнев. Например, оно уместно, когда ребенок хулиганит и мешает другим детям праздновать день рождения. Ребенка просто на время изолируют, чтобы он «поостыл» (общее правило: на столько минут, сколько ребенку лет).  В результате из-за своего неподобающего поведения нарушитель спокойствия лишается «публики»  и, стало быть, возможности безобразничать с целью обратить на себя внимание. Иногда достаточно просто в течение нескольких минут удерживать ребенка на расстоянии от  места событий, например, позволить ему только наблюдать, как другие играют.  При буйных «припадках» рекомендуется отправлять строптивца в другое помещение. По прошествии определенного времени (можно использовать песочные часы) он может вернуться. Запирать ребенка на ключ не следует. Помните: с детьми старшего возраста «тайм-аут» иногда не действует.
3.  Удаление с «поля боя».
Это мера предосторожности, когда маленькие дети проявляют неумеренное любопытство или назойливость,  при этом еще не вполне понимают объяснения. Тогда лучше взять «правонарушителя» под мышку и унести, чтобы защитить от его агрессивных поползновений какую-либо аппаратуру или комнатную пальму. Правда, тогда взрослому надо какое-то время побыть вместе с ребенком, отвлекая его, чтобы он не пытался снова и снова приближаться к объекту своего любопытства или не начал плакать.
4. Лишение ожидаемого подарка.
Иногда для детей постарше уместно и такое наказание: они не получают подарка, на который рассчитывали. Это имеет смысл в тех случаях, когда ребенку надо продемонстрировать стоимость определенных вещей. Скажем, когда шестилетний малыш, несмотря на постоянные напоминания,  не надевает тапочки и быстро рвет носки, будет вполне оправданным, когда родители купят ему новую пару за счет, скажем, ожидаемого каждое воскресенье «киндер-сюрприза». Школьников, которые ломают чужие или свои цветные карандаши, побудите потратить карманные деньги для приобретения нового набора для рисования.
5. Лишение игрушек.
Если двое детей ссорятся из-за какой-нибудь игрушки, лучше всего просто убрать ее. То же самое относиться к беспрестанно гудящей дудке, действующей маме на нервы. Это наказание по своим последствиям понятно даже самым маленьким детям, поскольку здесь устраняется сама причина зла. Как и все другие санкции, эта тоже должна применяться только как логическое следствие неправильного поведения.
6. Лишение десерта или сладостей.
Если ребенок из жадности накладывает себе полную тарелку, а съедает только половину, если он не хочет даже попробовать какое-нибудь новое блюдо, это будет достаточным основанием, чтобы сказать: «Сожалею, но тогда пирога ты не получишь». Можно также лишить ребенка выдаваемого время от времени кусочка шоколада, если, к примеру, маленький лакомка без спроса залез в коробку со сластями. Однако неразумно наказывать таким образом ребенка за то, например, что он разрисовал фломастером стену в коридоре. Такое наказание способно лишь повысить в его глазах привлекательность сластей, что совершенно излишне.
7. Запрет на прогулки.
Справедливое наказание для детей постарше, тех, которые не соблюдают уговор («Пожалуйста, в пять часов будь дома!») или забывают о своих обязанностях, резвясь с друзьями на игровой площадке. Каждый ребенок понимает взаимосвязь, когда родители запрещают очередные встречи с друзьями, пока не будет наведен порядок в детской комнате или не будут выполнены школьные задания.
8. Запрет на телевизор или компьютер.
Это наказание бывает эффективным тогда, когда не соблюдается разрешенное время пользования компьютером или просмотра телепередач, если вопреки уговору ребенок переключается с программы на программу, протестует, когда родители выключают аппарат и т.д. Взрослые могут ограничить просмотр телепередач, мотивируя запрет тем, что ребенок отлынивает от обязанностей по дому. В остальном действует то же правило, что и при запрете сластей: не использовать интерес ребенка к телепередачам и компьютеру как стандартное наказание, потому что это усилит тягу к такому времяпрепровождению.
9. Возмещение причиненного ущерба.
Где возможно, наказания должны также служить исправлению допущенной ошибки или помогать устранить последствия неправильного поведения. Трех-, четырехлетний ребенок, который со злости или из озорства пачкает обеденный стол или вываливает на пол содержимое платяного шкафа, обязательно должен помочь восстановить порядок в доме, даже если у него это не очень хорошо получается. Иногда стоит дополнительно обязать ребенка сделать какое-нибудь «доброе дело».  Если он нарочно сломал вещь своего товарища, то должен не только починить ее или отдать что-нибудь взамен, но, возможно, еще и подарить «пострадавшей стороне» в виде компенсации какую-либо безделушку или оказать помощь, в которой тот нуждается.
10. «Сам виноват!»
Кому-то такой экстремальный метод может показаться слишком жестоким и коварным, но если он действует, его можно использовать. Родители дают ребенку прочувствовать последствия его действий, вообще ничего не предпринимая. К примеру, молча наблюдают, как их ребенок ломает свою любимую игрушку, надеясь, что если вещь будет испорчена, он извлечет из этого урок. Преимущество этого «естественного» наказания: родителям не приходится лишний раз демонстрировать свою власть. Правда, взрослым не всегда удается преодолеть природный инстинкт защиты ребенка.







ЕДИМ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ


Семейный обедэто не просто еда. Это возможность выразить
свои чувства. Сказать родным: я вас люблю, я вами дорожу, я хочу проводить время вместе с вами.

Все мы любим вкусно поесть. Но далеко не каждый из нас чтит давнюю традицию собираться на завтрак, обед или ужин за семейным столом. У кого-то дел невпроворот, из-за чего задержки на работе допоздна уже стали привычным укладом жизни, у кого-то - драмкружок или занятия в спортзале. И это в лучшем случае. Ведь некоторые предпочитает трапезничать с наушниками в ушах, сидя у телевизора, или довольствуется «перекусами» в фаст-фудах. И наиболее подвержены такому влиянию современности - наши дети.


Недавнее пребывание в одном из таких заведений, где, кстати говоря, было немало детишек, натолкнуло на мысль, что современное человечество напрочь забыло, что такое семейные собрания за столом в теплой, уютной домашней атмосфере и насколько это важно именно для подрастающего поколения. Ведь недаром специалисты утверждают, что дети, которые питаются вместе с семьей, более эмоционально стабильны. Им не нужно пытаться «выкроить» хоть минутку свободного времени папы и мамы, чтобы поделится какими-то новостями, переживаниями. Ежедневно во время завтраков или ужинов (а на выходных - и во время обеда) у них есть такая возможность. И это здорово!

Собрания семьи за столом не только ради того, чтобы покушать, но и поговорить, посмеяться, проявить любовь и поддержку друг другу - сближают всех членов семьи, способствуют укреплению отношений. Дети, употребляя пищу вместе с семьей, учатся:


ü Регулярно и правильно питаться. Здесь большую роль играет подражание старшим членам семьи, которые кушают все и, более того, - кушают с закрытым ртом.
ü Проявлять хорошие манеры. Например, дети могут научиться щедрости, если будут делиться едой с папой, мамой, братиком или сестричкой. (Ох, как же тяжело поделиться последним пирожком с творогом. Но мамино: «С сестрой нужно делиться»  - навсегда укоренится в памяти.)
ü Общаться. За столом дети учатся говорить и с уважением слушать, пополняют свой словарный запас и стараются правильно высказывать собственные мысли.
ü Сотрудничеству. Очень важно, чтобы детки помогали в сервировке стола, обслуживании других членов семьи во время трапезы или в уборке стола. Те, кто постарше, могут даже принимать участие в приготовлении блюд.



Такая дружелюбная атмосфера в доме будет способствовать умеренному и содержательному образу жизни детей, они будут меньше скучать, переживать и, конечно же, - лучше учиться в школе!
Собирайтесь за столом в кругу семьи! Берегите друг друга! И - всем приятного аппетита!

При подготовке статьи использовались материалы Колесниковой О.Н.