Запреты, как правило, звучат громко и грозно, а положительные
советы падают в реку жизни, как дождевые капли — чуть слышно, вызывая только
рябь на поверхности
(Э. Берн)
Душевная жизнь человека
многогранна и весьма чувствительна к внешним воздействиям. Народная мудрость «Слово
не воробей…» давно уже перестала быть просто умной поговоркой. Ведущими
психологами и семейными психотерапевтами, исходя из многолетнего опыта работы,
давно доказано, что, казалось бы, обычный воспитательный посыл может достаточно
обстоятельно повлиять на судьбу ребенка. Секрет такого глобального, хотя и на
первый взгляд незначительного воздействия,
весьма прост: все дело в жизненных сценариях. Именно они представляют собой те
самые «подводные камни» семейного воспитания. Думайте, что говорите.
Проанализируйте, какие
директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Поработайте над тем, чтобы
негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивая,
таким образом, в ребёнке веру в себя,
богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки
|
Последствия
|
Позитивные установки
|
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не
будет…".
|
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, угодливость,
льстивость, приверженность стереотипному поведению.
|
"Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!»
|
"Горе ты моё!"
|
Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные
взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение, аутоагрессия.
|
"Радость ты моя!"
|
"Нытик! Плакса!"
|
Эмоциональная ригидность, внутренняя озлобленность, чрезмерная
восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность
в своих силах, безынициативность
|
"Поплачь, станет легче…".
|
"Ну что за ребенок! Все готов раздать!".
|
Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка
|
"Молодец, что делишься с друзьями!".
|
"Не твоего ума дело!".
|
Робость, отчуждённость и конфликты в общении с родителями,
эмоциональная отгороженность, замкнутость, ЗПР, нарушение самосознания и идентификации
|
"А ты как думаешь?".
|
"Ты - копия своего
папочки (мамочки)!".
|
Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость,
трудности в общении с родителями
|
"Папа у нас замечательный!"
"Мама у нас умница!".
|
"Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!".
|
Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, конформность,
низкая мотивация к активности
|
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не кричи так! Оглохнешь!"
|
Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная
агрессия, болезни горла и ушей, конфликтность.
|
"А давай пошепчемся на ушко…".
|
"Ты просто грязнуля и замарашка!".
|
Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему
виду, неразборчивость в межличностных отношениях
|
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!"
|
"Противная девчонка! Все
они вредные и капризные!" (для мальчиков). "Негодник! Все мальчики драчуны
и хулиганы!" (для девочек).
|
Осложнения межполового общения, нарушения психосексуального
развития
|
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на
другого".
|
"Ты плохой - обижаешь
маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!".
|
Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества,
нарушения сна
|
"Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу!".
|
"Жизнь такая трудная.
Вырастешь – тогда поймешь!"
|
Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение
преодолевать самые незначительные препятствия
|
"Всё будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!".
|
"Уйди с глаз моих, не маячь, пойди займись чем-нибудь!"
|
Озлобленность, скрытность, отчужденность
|
"Давай разберемся вместе, иди ко мне!"
|
"Не ешь много сладкого, а то растолстеешь и тебя никто не
будет любить".
|
Нарушение образа «Я», комплекс неполноценности, неуверенность,
застенчивость, нарушения взаимоотношений, подозрительность, мнительность.
|
"Кушай на здоровье!"
|
"Чего ты своевольничаешь?Надо у взрослых разрешения спрашивать!".
|
Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость
от чужого мнения
|
"Ты такой молодец, можешь и сам все сделать!".
|
"Никого не сноси обиды, давай сдачу!".
|
Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции,
несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности
|
"Люди всегда могут найти язык друг с другом!»
|
При подготовке статьи использовался источник: Широкова Г.А. Школа общения
для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с.