РОДИТЕЛЬСКИЕ ДИРЕКТИВЫ, ОЦЕНКИ И УСТАНОВКИ



Запреты, как правило, звучат громко и грозно, а положительные советы падают в реку жизни, как дождевые капли — чуть слышно, вызывая только рябь на поверхности
(Э. Берн)
Душевная жизнь человека многогранна и весьма чувствительна к внешним воздействиям. Народная мудрость «Слово не воробей…» давно уже перестала быть просто умной поговоркой. Ведущими психологами и семейными психотерапевтами, исходя из многолетнего опыта работы, давно доказано, что, казалось бы, обычный воспитательный посыл может достаточно обстоятельно повлиять на судьбу ребенка. Секрет такого глобального, хотя и на первый взгляд незначительного  воздействия, весьма прост: все дело в жизненных сценариях. Именно они представляют собой те самые «подводные камни» семейного воспитания. Думайте, что говорите.
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Поработайте над тем, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивая, таким образом,  в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки
Последствия
Позитивные установки
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, угодливость, льстивость, приверженность стереотипному поведению.
"Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!»
"Горе ты моё!"
Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение, аутоагрессия.
"Радость ты моя!"
"Нытик! Плакса!"
Эмоциональная ригидность,  внутренняя озлобленность, чрезмерная восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность
"Поплачь, станет легче…".
"Ну что за ребенок! Все готов раздать!".
Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка
"Молодец, что делишься с друзьями!".
"Не твоего ума дело!".
Робость, отчуждённость и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, ЗПР,  нарушение самосознания и идентификации
"А ты как думаешь?".
"Ты  - копия своего папочки (мамочки)!".
Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями
"Папа у нас замечательный!"
"Мама у нас умница!".
"Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!".
Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, конформность, низкая мотивация к активности
"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
"Не кричи так! Оглохнешь!"
Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, болезни горла и ушей, конфликтность.
"А давай пошепчемся на ушко…".
"Ты просто грязнуля и замарашка!".
Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!"
"Противная девчонка! Все они вредные и капризные!" (для мальчиков). "Негодник! Все мальчики драчуны и хулиганы!" (для девочек).
Осложнения межполового общения, нарушения психосексуального развития
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
"Ты плохой - обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!".
Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушения сна
"Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу!".
"Жизнь такая трудная. Вырастешь – тогда поймешь!"
Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия
"Всё будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!".
"Уйди с глаз моих, не маячь, пойди займись чем-нибудь!"
Озлобленность, скрытность, отчужденность
"Давай разберемся вместе, иди ко мне!"
"Не ешь много сладкого, а то растолстеешь и тебя никто не будет любить".
Нарушение образа «Я», комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушения взаимоотношений, подозрительность, мнительность.
"Кушай на здоровье!"
"Чего ты своевольничаешь?Надо у взрослых разрешения спрашивать!".
Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения
"Ты такой молодец, можешь и сам все сделать!".
"Никого не сноси обиды, давай сдачу!".
Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности
"Люди всегда могут найти язык друг с другом!»

При подготовке статьи использовался источник: Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с.