Рекомендации родителям и педагогам по учету индивидуально-типологических особенностей детей


Родителю и педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. При этом меры воздействия на детей с различными типами темперамента следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

К темпераментам нельзя подходить с оценочными критериями. Учитывая черты темперамента, можно найти индивидуальный подход в воспитания и обучении и быстрее достигнуть желаемого результата при организации образовательного процесса.

Сангвиник

Такой ребенок достаточно подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро успокаивается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора. При взаимодействии с таким ребенком родителям и педагогу рекомендуется:

ü  формировать устойчивые интересы;

ü  учить доводить начатое до конца;

ü  формировать критичное отношение к результатам своего труда;

ü  обращать внимание на качество выполнения задания;

ü  предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

 

Меланхолик

В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.

Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. При работе с детьми-меланхоликами рекомендуется:

ü  чаще давать положительную оценку, подбадривать;

ü  создавать ситуации успеха;

ü  организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

 

Холерик

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.

Педагоги и родители должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть. Рекомендуется:

ü  развивать способность считаться с чувствами окружающих;

ü  направлять энергию на полезные дела;

ü  укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;

ü  развивать сдержанность;

ü  предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

 

Флегматик

Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.

Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. А педагогам при организации образовательного процесса важно:

ü  постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;

ü  учитывать низкий темп выполнения задания.

 

Способы учета индивидуально-типологических особенностей

1. Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия – даем дополнительное время и т.д. Подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «оранжерейный» тип, приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности к окружающему миру и не может быть единственной, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.

Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Именно такая тактика «маскирует» темперамент, но она дает возможность действовать только в типичных обстоятельствах. В экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в чистом виде.

3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.

Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но в то же время она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Нет, тревожность может быть и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности, что обеспечивает им достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность и т.д.), самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.

4. Тактика воздействия на свойства темперамента в другом виде деятельности.

Например, для снижения высокого уровня школьной тревожности иногда эффективен не путь развития компетентности и навыков развития учебной деятельности, а путь активизации успеха в общении со сверстниками, который снижает общий уровень тревожности ребенка.

5. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка.

6. Особое место в работе с детьми старшего дошкольного возраста должна занять тактика опоры на индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения ребенка.

На основе свойств темперамента происходит регуляция уровня возбуждения, отбор соответствующих раздражителей, адекватных данному механизму усиления или подавления стимуляции, позволяющему сохранить оптимальный уровень возбуждения. Это проявляется в том, что ребенок с высоким напряжением функции развития сам стремится к новым раздражителям, к ситуациям, богатым свежими впечатлениями, усиливает стимуляцию, а другой, наоборот, подавляет. Этот тип саморегуляции дает возможность вырабатывать индивидуально-типологические стили, с которыми нужно считаться на практике.

7. Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер.

Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления. Например, воспитатель прекрасно знает о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить. Или, например, предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка, предоставив ему дополнительное время для завершения его деятельности. Это тактика обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные обучающие программы.

Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего  воспитательно-педагогического процесса.